Архиепископ Вячеслав (Лисовой)
РУССКАЯ ДУХОВНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

 

Стык тысячелетий становится для России границей двух эпох. Можно констатировать, что XX век внес в бытие русского народа кардинальные изменения, во многом трагические. На смену Православной монархической Империи пришла империя по своей сущности атеистическая. Последняя оказалась также нежизнеспособной. Сейчас, в эпоху междувременья особенно актуальным становится вопрос о путях развития России и безопасности Русской нации.
Не следует рассматривать национальную безопасность только как безопасность Государства. Безопасность Нации органично включает в себя как безопасность Государственную, так и безопасность индивидуума. Именно в синергизме (единодействии) Государства и Гражданина рождается Нация, способная на историческое развитие.
Однако Нация, лишенная единой национальной идеи, общенациональной духовности, как тело, лишенное души, в кратчайшие исторические сроки разрушается и погибает. Национальная идея, в фундаменте которой лежит духовное начало, является животворящей силой, возносящей и Государство, и человека на новые, более высокие ступени раз
вития. До 1917 г. такой Сверхидеей на Руси было Православие. Православное мировоззрение изначально пронизывало сверху до низу все российское общество. Именно поэтому взгляд общества на Царя, как на легитимного Лидера Нации, был основан на убеждении, что Государь - это Помазанник Божий. В результате потрясений 1917 г. этот фундамент был основательно разрушен. Нация оказалась у опасной черты - старые устои оказались уничтоженными, у новых не было даже концепции. На взгляд большевиков необходимость в Русской Идее отпала - не за горами "мировая революция". Более того, идея Нации (особенно русской) оказалась non grata и была объявлена "черносотенной" и "крайне реакционной". Справедливости ради следует заметить, что коммунисты недолго пребывали в подобном самообольщении и уже в годы Великой Отечественной Войны наметились перспективы возрождения национального достоинства русского народа. Солдаты шли в бой с кличем "За нашу Советскую Родину!". Но и здесь мы видим прямые заимствования из дореволюционной эпохи. Призыв "За Родину! За Сталина!" по своей сути мало чем отличается от более древнего девиза Русских Воинов "За Веру, Царя и Отечество!" при этом явно уступая ему в глубине.
Тем не менее, невозможно говорить о полной бездуховности социалистического государства. В народе были достаточно сильны высокие моральные и этические устои. Государством, хоть и несколько однобоко, культивировалась гордость за национальную культуру, за несомненные успехи народа. Однако в менталитете народа уже была заведена мина с часовым механизмом. Появились ростки демонического мировоззрения, квинтэссенцию которого в своей гениальной манере выразил Ф.М. Достоевский: "Если Бога нет, - то все можно!". Идея нравственности, лишенная представления о Верховном Судье, не имеет фундамента.
Особенно бурную утрату нравственных ориентиров мы смогли увидеть после крушения Советского Союза. Авторитет коммунистической партии, попытавшейся занять место "Великого Государя", рухнул и вместе с ним, лишившись последней опоры,  стали разрушаться этические устои народа. За последние десять лет так и не появилась Идея, вокруг которой сплотилась бы Русская Нация. Тот факт, что Государство Российское до сих пор не уничтожено, можно отнести только на милость Божию и на многовековую мудрость русского народа. Сейчас всю надежду мы возлагаем на то, что Государство и Народ "протянут друг другу руки" и в единомыслии смогут возродить Великую Нацию, которую по большому счету не сможет поколебать ни один экономический кризис.
Подходя к вопросу возрождения Русской Нации, мы должны очертить круг проблем, требующих скорейшего разрешения. В свое время Император Александр Александрович говорил своему наследнику, последнему Самодержцу Российскому Николаю Александровичу: "У России нет союзников, кроме Русской Армии". К сожалению, вся последующая история явилась полным подтверждением его слов. И в наше время серьезная опасность угрожает Российской Государственности извне. Наиболее серьезная угроза идет с Запада и Юго-востока. Во всем мире отмечается опасность, которую несет панисламизм в различных своих экстремистских проявлениях. Россия могла полностью оценить плоды "зеленой" экспансии уже на своей территории - в Чечне. Хотим сразу оговориться, что Церковь с уважением относится к праву мусульман на собственные верования. Страшно, когда из всего Корана человек запоминает только то, что самая короткая дорога в рай - это убийство неверного. И конечно, было бы совсем недальновидно не замечать, что на базе определенных идеологических особенностей ислама разработана четкая программа подавления немусульманского мира. Причем при реализации данной программы абсолютно не учитываются интересы даже мусульманского населения региона, в котором проводятся боевые действия. Во многих городах России отмечается буквально нашествие жителей исламских регионов. Заявившие о своем полном или частичном суверенитете своих территорий, они вполне вольготно чувствуют себя на территории России. Во многих случаях пребывания мигрантов с Юго-востока на русской земле имеет выраженный криминальный оттенок. Как правило, это происходит при попустительстве или определенной заинтересованности местных властей. Нам не следует забывать, что достоинство хозяина отнюдь не означает пресмыкания перед любым, даже не всегда желанным, но богатым гостем.
Особенно примечательно, что Запад, прекрасно осознающий опасность "зеленой" угрозы и решительно противодействующий любым попыткам террористических и иных противоправных действий на своей территории со стороны мигрантов из стран исламского мира, не менее решительно отказывает России в праве на защиту своей целостности и безопасности граждан.
Это вполне объяснимо, если учесть, что Запад, как никто другой заинтересован в ослаблении Российского Государства. Конечно, никто на Западе не ждет и не желает видеть на месте "империи зла" серьезного и сильного экономического партнера и конкурента. Однако в данном случае упор сделан на разрушение внутреннее. 
Самый большой вред менталитету русского народа нанесен агрессивной попыткой подмены истинно национальных духовных ориентиров на аморфные "общечеловеческие ценности". Особенно пострадало духовное состояние молодежи. Все реальней встает призрак "поколения Pepsi", поколения не отягощенного культурой и этическими принципами, но с гипертрофированным вкусом к потреблению материальных благ. Всеобъемлющий нигилизм уже начинает приносить свои плоды. Беспрецедентен рост молодежной преступности. Особенно поражает количество особо жестоких убийств, совершенных молодыми людьми. Мощным стимулом роста преступности являются молодежный алкоголизм и, особенно, наркомания. Стремительно девальвируется ценность семьи, как основы здоровой Нации. 
Нельзя не отметить сомнительных "успехов" в  создании "поколения next" прозападно настроенных средств массовой информации. Удостоив себя ничем не оправданным титулом "четвертой власти", некоторые представители масс-медиа никоим образом не утруждают себя соблюдением интересов Государства и народа. Продажность многих журналистов стала притчей во языцех, и при этом они являются самыми активными насадителями идеологии своих заказчиков. Также не является секретом, что интересы заказчиков в большинстве случаев диаметрально противоположны интересам Русской Нации. Религиозные и нравственные чувства русского народа никогда не получали таких пощечин, каких они регулярно получают с экранов телевизоров и со страниц газет. Самым мерзким на наш взгляд является антироссийская позиция некоторых газет и, особенно, телеканалов во время искоренения бандитской чумы на территории Чечни и их безоговорочная поддержка чеченских бандформирований. Однако любая попытка призвать подобные СМИ к порядку натыкается на истерические выкрики о "несоблюдении свободы слова". Ярким примером явились недавние события вокруг телеканала НТВ. Забыв о простой аксиоме, что долги надо отдавать (в т.ч. и финансовые), нынешние "трибуны" устроили роскошное PR-шоу на заданную г-ном Воришкой (Гусинским) тему: "Как в России душат независимые (?!!) СМИ". Несколько недель несомненно талантливо разогревался массовый психоз. Тут были и очки, слетающие с носа Киселева, когда   он сообщал главную новость столетия: "Сейчас м-м-м э-э-э в нашу студию приедет ОМОН!" (если вспомнить, что ничего подобного не произошло, сразу приходит на ум байка о неуловимом Джо), тут и клиническая истерика Диброва, в праведном гневе клеймящего в прямом эфире "отступника" Леонида Парфенова (кстати, одного из немногих действительно талантливых людей на НТВ), садистические размышления Шустера, как еще можно отомстить (?) несчастным телезрителям ("надо было показать интересный футбольный матч, но не комментировать! Вот это был бы настоящий протест!") и многое-многое другое. Но самым поучительным уроком для всех нас может служить следующее. Наших "борцов за свободу слова" интересуют исключительно две вещи - деньги (реклама в это время без перерыва выходила 20-30-минутными блоками) и они сами, любимые (отмена всех программ, за исключением выпусков новостей, речь в которых шла только о проблемах "трибунов"). Кончилось все до обидного просто. "Борцы за свободу", так долго кричавшие о "защите своего дома", благополучно перебрались на канал TV-6, разрушив при этом вполне достойный, приличный коллектив "шестой кнопки". Это вполне объяснимо, поскольку именно такие истерические телевещуны нужны хозяину TV-6 Б. Березовскому, также примеряющему тогу "трибуна русского народа". Правда, "Барин из Парижу" находится на значительном расстоянии от России, как физическом, так и моральном, но это не мешает ему пытаться делать мелкие пакости Российскому руководству. Совместно со своим "братом-неприятелем" Гусинским он проводит громкую кампанию на западе по выведению России из состава Совета Европы в связи с "отсутствием свободы слова" (особую убедительность этому придает факт, что его высказывания регулярно транслируются по Российскому телевидению). Достойно внимания и то, что подобные кликушества находят себе весьма заинтересованных слушателей отнюдь не среди русского народа, для которого они якобы живут работают, а среди американских политиков, славящихся своей антирусской позицией. Забавна их реакция на заявления "обиженных" СМИ и их хозяев - они рекомендуют президенту США "принять меры педагогического характера" по отношению к Лидеру русского народа, Президенту Российской Федерации. Что ж, будем знать, что за деньги альянса "Березовский - Гусинский" продаются и американские конгрессмены.
Вызывает озабоченность и духовно-религиозное состояние россиян. Не следует обольщаться внешним ростом влияния Православия на наших сограждан. Как показывают исследования, в большинстве случаев представление народа о Церкви не превышает уровня обрядоверия. Большую роль в формировании "теплохладного" восприятия Православия сыграли всевозможные западные проповедники и миссионеры. При мощной поддержке некоторых СМИ, им удалось сформировать в народе, особенно среди молодежи, образ "удобного" христианства, в котором вполне достаточно мыслей о Вечном между чизбургером и "орбитом без сахара". (Церковь в свою очередь утверждает, что Православие - это не определенное времяпрепровождение, но образ жизни).
Как не парадоксально, именно Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) во многом поспособствовала подобному развитию ситуации. РПЦ многие годы находившаяся в "сладком плену" угождения и соглашательства с властью, официальной доктриной которой являлся атеизм, оказалась абсолютно не готовой духовно возглавить возрождение Русской Нации. Можно отметить, что западных проповедников в Россию привело экуменическое движение, которому Московская Патриархия долгие годы служила и служит верой и правдой. Гипертрофированное стяжательство проникло на все уровни жизни Патриархии. Не далек тот час, когда отношения РПЦ и русского народа можно будет определить пословицей "Сытый голодного не разумеет". Не вызывают воодушевления и невнятные заявления верхушки РПЦ по вопросам, касающимся самого существования Русской Нации. Единственным поводом, по которому  Патриархия выступает крайне оживленно - это ущемление каких-либо ее коммерческих интересов. Учитывая специфику журнала, нам не хотелось бы давать МП канонических оценок. Можем только указать на то, что многочисленность нарушений МП канонических правил, по которым Православие живет почти 2000 лет, ставит под сомнение истинность именования РПЦ (Московского Патриархата) Церковью Божией. Особенно положение вещей усугубляется тем, что у Патриархии нет видимой Православной альтернативы, ибо бесцеремонность и неадекватность действий являются отличительной чертой любого "противоестественного" монополиста.
Тут необходимо уточнить, что мы, будучи Православными священнослужителями, никогда не были членами Русской Православной Церкви (Московского Патриархата.). Не стоит все Русское Православие отождествлять с Московской патриархией. Как известно, в результате известных событий 1917 г. Российская Православная Церковь разделилась на несколько частей. Одна из них вместе с русской эмиграцией была вынуждена бежать за пределы Отечества (Русская Православная Церковь заграницей). В 1927 г. мизерная часть Православной иерархии во главе с митрополитом Сергием (Страгородским) стала на путь соглашательства с властью, носившей в те времена явно богоборческий характер, и своим низким соглашательством во все времена выторговывала себе относительно безбедное существование в России (Русская Православная Церковь - Московский Патриархат). И, наконец, часть Церкви, которая не посчитала возможным для себя встать на путь Иудин и, оставаясь в России, продолжала нести в себе свет Истинного Православия (Истинно-Православная Церковь). Конечно, в советские времена, ИПЦ была вынуждена вести подпольное, "катакомбное" существование, но в 1996 г. Российская Истинно-Православная Церковь прошла государственную регистрацию и ведет легальную деятельность. Именно иерархию РИПЦ по милости Божией мы представляем. Наши духовные предшественники - Митрополит Санкт-Петербургский Иосиф (Петровых), Епископ Виктор (Островидов) и многие другие являются для нас непререкаемым авторитетом и вечным нравственным примером в своем исповедничестве и любви к Отечеству. Отметим также, что главным отличием Русской Истинно-Православной Церкви от Московской патриархии является именно хранение Духа Православия безотносительно к политической конъюнктуре и применения к "духу времени".
Особенную озабоченность у нас вызывает не только духовное, но и телесное здоровье Русской Нации. Рост алкоголизма, наркомании, неблагоприятная экологическая обстановка несут в себе реальную угрозу существованию русского народа. Здравоохранение находится в определенном застое. Вероятно, пришло время обратить особое внимание на альтернативные методы оздоровления граждан,  при этом особое внимание уделяя соответствие этих методов традициям русского народа и Православному мировоззрению. ИПЦ курирует и принимает деятельное участие в работе Академии Русского Целительства, занимающейся возрождением древних русских методов духовного и телесного исцеления больных. Особых успехов Академия добилась в лечении больных хроническим алкоголизмом. Две разработки Академии защищены Патентом РФ на изобретение. Полагаем, что совместно с устранением социальных предпосылок и восстановлением нормальной деятельности официальной медицины, работа Академии сможет приносить еще большую пользу в деле оздоровления Нации.
Кроме того, Церковь активно сотрудничает с Союзом "Экология и здоровье", ибо мы убеждены, что Господь поручил человеку хранить и умножать природные богатства. Считаем, что при четкой реализации медицинских и экологических программ и действий, направленных на духовное возрождение русского народа мы сможем прийти к воплощению заветной цели - "Здоровая Нация на здоровой земле".
В завершение хотелось бы подвести некоторые итоги.
На наш взгляд, первой необходимостью на сегодняшний день является формирование Русской Национальной Идеи, в основе которой лежат вероучительные и нравственные принципы Православия. При использовании богатейшего опыта Православной Церкви необходимо отсеять все отвратительные искажения и плоды разложения, появившиеся в Церкви после 1927 года. Только в этом случае мы сможем достичь благотворной симфонии Церкви и Российского Государства.
При формировании Национальной Идеи необходимо рассматривать русский народ не "узаконивания" искусственного разделения Русской Нации на русских, белорусов и украинцев. Крайне важно прилагать все усилия для соединения разделенного народа на всех уровнях.
Жизненно важно вернуть Русской Нации роль  государствообразующего народа. Приходится с горечью констатировать, что бомба замедленного действия была заложена под Советский Союз в декабре 1922 г., когда законодательно, на уровне союзного договора, был утвержден принцип "самоопределения наций". Эта бомба при определенных действиях извне и выраженных сепаратистских настроениях  верхушек субъектов Союза должна была взорваться рано или поздно. Россия не имеет права повторить подобную ошибку. Жуткий пример Косово показывает нам, что подобное "самоопределение" несет в себе вирус разрушения целостности Государства, чем не замедлят воспользоваться внешние противники России.
Для четкой организации защиты Государства необходимо всемерно усиливать и поднимать престиж армии, милиции, органов безопасности. Пора уходить от стереотипов, насажденных еще в конце прошлого века "прогрессивной интеллигенцией", когда жандарм, верный хранитель устоев Государства Российского стал в глазах либералов посмешищем и объектом оскорбительных прозвищ. Необходимо поднять авторитет военного и сотрудника правоохранительных органов, как защитников Русской Нации. Конечно, это подразумевает и высокую ответственность силовых структур перед народом.
Особое внимание необходимо уделить воспитанию молодежи на основе русских православных нравственных традиций. Целью и основной задачей Государства и общества является создание всех предпосылок для укрепления духовного и телесного здоровья подрастающего поколения, ибо Нация, не имеющая здоровой молодежи, обречена на вымирание.
Этой неполной констатацией необходимых мер нам хотелось бы закончить статью. Призываем благословение Господне на всех читателей журнала и выражаем искреннюю веру, что Русский народ и Российское Государство непременно вернут себе славу оплота Православия и высшей духовности и справедливости.


 

Журнал "Национальная безопасность и геополитика России" 
№2(3) 2001