ИСТОРИЯ

 

Откуда идет Апостольское преемство ИПЦММ

Польская Православная Церковь и ее связь с Русской

11 октября 1921 года Священным Синодом Православной Российской Церкви на Варшавскую кафедру был назначен, с возведением в сан митрополита, архиепископ Минский (с 1916 г.) Георгий (Ярошевский), трагически погибший 8 февраля 1923 года. Спустя 19 дней после его гибели, 27 февраля 1923 года, Собором российских архиереев в Польше на Варшавскую кафедру, с возведением в сан митрополита, был избран архиепископ Дионисий (Валединский), (хиротонисаный во епископа Кременецкого Православной Российской Церкви в 1913 году, при участии Патриарха Александрийского Григория IV, находившегося с официальным визитом в России).

13 марта 1923 года, ввиду ареста российского Патриарха Тихона и разгона большевиками Высшего Церковного Управления, Константинопольский Патриарх Мелетий утвердил избрание митрополита Дионисия и признал за ним титул «Варшавского и Волынского и всея Польши, священноархимандрита Почаевской Успенской Лавры».

В ноябре 1923 года митрополит Дионисий в письме просил российского Патриарха Тихона благословить самостоятельное бытие (автокефалию) Польской Православной Церкви. Через полгода 23 мая 1924 года Патриарх Тихон, пребывавший практически под домашним арестом, ответил, что данное решение может принять только Всероссийский Собор, созыв которого является предметом молитв и забот. Между тем, православная паства в независимой Польше не могла согласиться и ожидать, когда большевики разрешат проведение Собора.

13 ноября 1924 года Константинопольский Патриарх Григорий IV подписал Патриарший и Синодальный Томос Вселенской Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной.

Митрополит Сергий Страгородский, узурпировавший в России высшую церковную власть вскоре после смерти в 1925 году Патриарха Тихона (об этом см. «Об узурпации митрополита Сергия»), в письмах митрополиту Дионисию от 4 января 1928 г. и от 26 июня 1930 года писал, что получение Польской Церковью (входившей в состав Российской Церкви) автокефалии от Константинопольского Патриарха — незаконно. Необходимо было ждать проведения Поместного Собора Русской Церкви, который и рассмотрел бы данный вопрос. При этом митрополит Сергий не смог внятно объяснить, что мешает проведению Собора вот уже 12 лет (последний Собор Православной Российской Церкви окончил работу в 1918 году).

Следует отметить, что в описываемый период советская власть практически полностью разгромила по всей стране Российскую Церковь. Большинство архиереев находилось в ссылках, заключении и эмиграции, либо было расстреляно, повсюду торжествовал обновленческий раскол. Только небольшая группа епископов во главе с митр. Сергием пошла в 1927 г. на больше чем компромисс с богоборческой властью, пожертвовав всем, что эта власть желала отнять у Церкви и поначалу не получив почти ничего взамен. С этого времени года одной из немногих сохранивших каноническую православную чистоту в Советской России оставалась группа епископов и мирян, возглавляемая Санкт-Петербургским митрополитом Иосифом (Петровых), ставшая впоследствии известной под именем Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) и вынужденная почти сразу перейти на нелегальное положение.

Таким образом, если кто либо и мог подписать канонический Томос об автокефалии Польской Церкви и ее законном отделении (или автономии) от Церкви Российской, то им мог быть только митрополит Иосиф (Петровых), последний Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Первоиерарх ИПЦ. Но постоянно находясь на нелегальном положении, отбывая в лагеря, идя на казнь, Первоиерарх и епископы ИПЦ были недосягаемы для польского священноначалия. В условиях полного церковного хаоса в России митрополиту Дионисию не оставалось ничего другого, как обратиться к Константинопольскому Патриарху с просьбой о даровании автокефалии, как к высшему церковному арбитру.

Выделение Украинской Автокефальной Православной Церкви из состава Польской

В конце 1939 года после ввода советских войск (согласно договору между Германией и СССР о расчленении Польской Республики) на территорию Западной Украины, там оказалась часть епископата Польской Православной Церкви. Среди них — епископ Александр Иноземцев (хиротонисанный 4 июля 1922 года во епископы Люблинские Польской Православной Церкви, находившейся на тот момент в составе Православной Российской Церкви) и епископ Поликарп Сикорский (хиротонисанный в 1932 году во епископы Луцкие Польской Автокефальной Православной Церкви). Вместе с другими западноукраинскими преосвященными ПАПЦ два вышеуказанных архиерея были насильственно отторгнуты от священноначалия Польской Церкви и произвольно почислены в состав Московской Патриархии.

В 1941 году после ввода германских войск на территорию Украины, епископы Александр (Иноземцев) и Поликарп (Сикорский) возвращаются под управление митрополита Дионисия Валединского, возглавлявшего Автокефальную Православную Церковь в Польском Генерал-Губернаторстве (в которое преобразовали германские власти Польскую Республику после ее оккупации). В конце 1941 года митрополит Дионисий назначает епископа Поликарпа Временным Администратором Польской Автокефальной Православной Церкви на территории Украины и возводит его в сан архиепископа. 8—10 февраля 1942 года в г. Пинске с благословения митрополита Дионисия проходит Собор украинского духовенства. В работе Собора принимают участие преосвященные Поликарп и Александр, которые рукополагают епископат для создаваемой Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ).

8 октября 1942 г. в Почаевской Лавре в присутствии епископов УАПЦ Никанора (Абрамовича) и Мстислава (Скрыпника) и предстоятеля Украинской Автономной Церкви (номинально находившейся в составе Московской Патриархии) митрополита Алексия (Громадского), был подписан акт объединения УАПЦ с Украинской Автономной Церковью, после чего была образована единая УАПЦ.

В результате объединения в УАПЦ влились приходы Истинно-Православной Церкви Украины под управлением Архиепископа Антония (Абашидзе), ранее находившемся в молитвенно-евхаристическом общении с иерархией Украинской Автономной Церкви. Большое количество общин российской Истинно-Православной Церкви, действовавших на Украине и не признававших над собой власть прокоммунистического «Синода» Московской Патриархии, вошли в состав УАПЦ и легализовали свое положение после почти пятнадцатилетнего служения в катакомбах.

В начале 1944 года в результате наступления советской армии епископы, духовенство и часть паствы УАПЦ покинули Украину. Архиерей УАПЦ Пантелеимон (Рудык) посчитал для себя необходимым присоединиться к Русской Православной Церкви Заграницей, которой был принят в сущем сане. В эмиграции в 1953 году скончался Первоиерарх УАПЦ митрополит Поликарп (Сикорский). Его преемником стал митрополит Никанор (Абрамович), скончавшийся в 1968 году. С 1968 по 1993 гг. УАПЦ возглавлял, находясь вначале в Канаде, а затем в США, митрополит Мстислав (Скрыпник). В 1949 году экзарх Антиохийского Патриархата в США митрополит Христофор вместе с митрополитом Мстиславом, управлявшим в то время канадской митрополией УАПЦ хиротонисали во епископы Иоанна (Тодоровича), ставшего управляющим американской митрополией УАПЦ.

17 ноября 1990 года митрополит Мстислав был возведен в Киеве в патриаршее достоинство. Незадолго до этого события по инициативе архиерея Московской Патриархии епископа Овручского и Житомирского Иоанна (Бондарчука) были совершены рукоположения первых на территории Украины епископов УАПЦ. За короткий период в 1990 году новорукоположенными епископами УАПЦ была возрождена на территории Украины. Избрание этими епископами Патриархом Киевским митрополита Мстислава (Скрыпника) явилось последней попыткой объединить рассеянные по всему миру части УАПЦ.

Следует отметить, что ИПЦММ впредь до восстановления Высшей Церковной Власти в России рассматривает УАПЦ как самоуправляющуюся часть Российской Православной Церкви, вне зависимости от того, какое мнение сама УАПЦ имеет на этот счет.

Прибывший в Киев Патриарх Мстислав возглавил новый епископат УАПЦ на Украине и совместно с архиепископом Антонием (Щербой), архиереем УАПЦ в США, совершил еще несколько архиерейских хиротоний.

В 1992 году от Московского Патриархата отделилась многочисленная группа украинского духовенства и мирян во главе с митрополитом Филаретом (Денисенко), епископом Андреем (Гораком) и епископом Иаковом (Панчуком), которые вошли в состав УАПЦ. В 1993 году Патриарх Мстислав скончался и собор епископов УАПЦ избрал Патриархом Киевским и всея Украины епископа Перяславского и Сичеславского Димитрия (Ярему).

Епископы УАПЦ, не согласные с избранием Патриарха Димитрия, провели месяц спустя (в октябре 1993 года) отдельный собор, на котором избрали Патриархом Киевским Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) архиепископа Ужгородского и Мукачевского Владимира (Романюка), а после его смерти в 1995 году Патриархом был избран митрополит Филарет (Денисенко).

Истинно-Православное движение в России в 1990-е годы

В 1991 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) (созданный в 1921 г. собором епископов во главе с митр. Антонием (Храповицким), оказавшимися вместе со своей паствой в изгнании, на основании Постановления №362) принял решение о создании на территории России церковных общин и епархий, находящихся в юрисдикционном подчинении Зарубежного Синода.

На протяжении 70 лет РПЦЗ отказывалась признать и установить молитвенно-евхаристическое и административное общение с Московской Патриархией, декларируя свое единство лишь с Истинно-Православной Церковью в России. Но с 1991 г. РПЦЗ не пошла по пути восстановления разгромленных советским режимом структур ИПЦ. Наоборот, игнорируя мнение общин «катакомбной» Церкви, РПЦЗ приступила к формированию в России совершенно новой организации, наименовав ее Российская Православная Свободная Церковь в каноническом и административном подчинении РПЦЗ.

За короткий период священноначалию РПЦЗ удалось перессорить и политически дискредитировать (вспомним, к примеру, печально известное участие приехавшего из-за рубеже Еп. Варнавы Канского в мероприятиях общества «Память») своих приверженцев в России. При наличии всех возможностей объединить под своим покровительством Истинно-Православное движение и способствовать объединению ИПЦ в единую структуру, РПЦЗ эту возможность бездарно упустила. Структуры в России, существовавшие ранее под юрисдикцией РПЦЗ образовали несколько самоуправлющихся на основании того же постановления юрисдикций. На этом фоне последовавшие приезды в Россию русского зарубежного епископата, встречи и полулегальные переговоры с представителями и руководством Московской Патриархии окончательно подорвали доверие к РПЦЗ у тех, кто ощущал свою принадлежность к ИПЦ — фактическую или духовную.

В 1996 году инициативные группы российского православного духовенства и мирян обратились к Патриарху Киевскому Димитрию (Яреме), с просьбой о каноническом восстановлении епископата для Истинно-Православной Церкви для возобновления ее открытого служения в России. Было принято решение назвать восстанавливаемую Церковь Российской Истинно-Православной Церковью.

Создание РИПЦ и восстановление апостольского преемства

В июне 1996 года по благословению Патриарха Димитрия архиепископом УАПЦ Романом (Балащуком), бывшим ранее архиереем УПЦ КП, и епископом УАПЦ Мефодием (Кудряковым), также бывшим ранее архиереем УПЦ КП, был хиротонисан во епископы Российской Истинно-Православной Церкви (в порядке восстановления апостольского преемства, что зафиксировано в поставных свидетельствах) иеромонах Иоанн (Модзалевский). 17 декабря 1996 г. епископ Иоанн и епископ Мефодий (Кудряков) в г. Тернополе хиротонисали во епископы архимандрита РИПЦ Стефана (Линицкого). Эти двое епископов и передали в дальнейшем апостольское преемство всем остальным епископам РИПЦ.

История ИПЦММ. Первый этап: РИПЦ. Попытка быстрого роста

Первоначально, пастыри РИПЦ, движимые романтическими представлениями, взяли курс на максимально быстрый количественный рост РИПЦ, при этом истинно-православными считались все, кто таковыми себя объявил. Это привело к тому, что в Церковь стали переходить люди, в различное время отделившиеся от разных юрисдикций, в том числе и по далеким от богословских причинам (финансовым, личным и т.п.). В последствии это привело к нарастанию внутренних разногласий и чуть не вылилось в организационный распад РИПЦ. Нынешнее руководство ИПЦММ (как стала называться РИПЦ с 2000 года) считает взятый тогда курс ошибочным.

Так в 1997 году к РИПЦ примкнул близкий друг и духовный наставник свергнутого в 1991 году президента Грузии Звиада Гамсахурдия, архиепископ Никорцминдский Амвросий (Катамадзе), который покинул свою страну и был изгнан своей юрисдикцией по чисто политическим причинам.

30 марта 1997 года епископ Иоанн, епископ Стефан и архиепископ Амвросий хиротонисали во епископа Гайнатского и Имеретинского для Грузинской Истинно-Православной Церкви архимандрита Моисея (Ходжаву).

На фоне некоторого роста численного состава РИПЦ ее ждало первое испытание. В июне 1997 г. первый из новорукоположенных епископов РИПЦ Иоанн попытался создать самочинное сборище и учинить раскол, прекратив общение со всеми епископами РИПЦ, надеясь с помощью государственной власти парализовать деятельность Священного Синода РИПЦ.

Архиерейский Собор со скорбью и после многократных увещеваний и предупреждений был вынужден своим Определением от 26 июня 1997 года извергнуть епископа Иоанна (Модзалевского) из священного сана. Во избежание властных претензий, было решено управление Московской Епархией передать Совету Преосвященных Викариев, в который вошли архиепископ Амвросий (Катамадзе) с титулом Крутицкий (впоследствии возведенный в митрополиты) и епископ Стефан (Линицкий) с титулом Дмитровский (впоследствии возведенный в архиепископы). Тот же Архиерейский Собор вынес решение об окончании периода икономии в отношении Московской Патриархии. Это решение было принято в развитие неизменной позиции исторической ИПЦ и подтвердило духовную связь и идеологическое преемство с архиереями, духовенством и паствой, стоявшими у истоков создания Истинно-Православной Церкви и отрицавшими возможность присутствия Благодати Святого Духа у нераскаявшихся отступников.

Отказ Патриарха Димитрия (Яремы) поддержать решения Архиерейского Собора РИПЦ, а также признание УАПЦ власти над собой новостильного Константинопольского Патриарха (активного участника экуменических действ) повлекли за собой приостановление молитвенно-евхаристического общения между УАПЦ и ИПЦ.

В 1997 году была принята в общение группа, считавшая себя частью исторической ИПЦ и не имевшая канонического преемства, во главе с Рафаилом (Прокопьевым). При вступлении эта группа обязалась всю свою деятельность согласовывать с доктриной ИПЦ, канонами и догматами Православной Церкви (это обязательство в дальнейшем выполнено не было). Все рукоположения этой группы были признаны не имеющими никакой силы. Для этой группы были поставлены ее кандидаты в клир, начиная с монашества и самых младших степеней, причем якобы «архиепископы» становились просто священниками. 21 сентября 1997 года митрополит Амвросий, архиепископ Стефан и приехавший из Грузии епископ Моисей рукоположили во епископы Волоколамские, викарии Московской Епархии ранее рукоположенного во священники и возведенного в архимандриты Рафаила (Прокопьева), а 19 октября 1997 г. митрополит Амвросий и епископ Рафаил рукоположили во епископы для Санкт-Петербурга архимандрита Сергия (Моисеенко).

25 февраля 1998 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор ИПЦ, на который приехали Епископы, ранее отделившиеся от Российской Православной Свободной Церкви и находившиеся вне какой-либо юрисдикции, Тульский и Брянский Арсений (Киселев) и Казанский и Марийский Александр (Миронов). Прибывшие архиереи выразили желание соединиться с РИПЦ, войдя в ее состав со своими епархиями, духовенством и паствой. Архиерейский Собор РИПЦ принял обоих Преосвященных, назначив Епископа Арсения на Владимирскую кафедру и включил бывших Епископов Свободной Церкви в состав Священного Синода РИПЦ.

28 июня 1998 года очередной Архиерейский Собор РИПЦ принял решение (по представление митр. Амвросия) хиротонисать архимандрита Дидима во епископа. Его хиротония была совершена 30 июня 1998 года.

22 ноября 1998 г. согласно решению Архиерейского Собора РИПЦ игумен Вячеслав (Лисовой), чью кандидатуру представил Архиепископ Стефан (Линиций), был возведен в сан Епископа (впоследствии возведен в сан Архиепископа Коломенского).

Между тем в Синоде РИПЦ нарастали противоречия между теми, что был строго сориентирован на идеалы ИПЦ и теми, кто пришел в Церковь по другим мотивам. Гордыня и амбиции были их водителями, а нежелание подчиняться общим правилам они хотели сделать законом Церкви. Рукоположение Вл. Вячеслава выявило эти противоречия. Дело в том, что еще будучи священником, Вл. Вячеслав проявил себя как приверженец строго соблюдения Св. Канонов и твердого исповедания Православной Веры, хранимой в ее чистоте Истинно-Православной Церковью.

Вскоре после этого рукоположения деятельность митр. Амвросия (Катамадзе) приобрела ярко выраженный деструктивный характер (чему предпосылки наблюдались и ранее). Его неудовлетворенные претензии на первосвятительство в нашей Церкви побудили его прервать общение с Синодом РИПЦ. После многократный увещеваний митр. Амвросий (Катамадзе) за систематическое противодействие Священному Синоду и Архиерейскому Собору был запрещен в священнослужении. За демонстративное игнорирование канонической санкции, после предписанных Св. Канонами увещеваний, он был извергнут из священного сана, а позже — предан анафеме (решения Архиерейских Соборов от 22 января 1999 г. и 13 марта 1999 г.). Следом за ним от Церкви отделились бывшие Архиепископы Александр Миронов, Арсений Киселев (ранее отошедшие от Синода Архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина и от РПЦЗ) и их рукоположенные братья и сыновья (бывшие епископы Тихон и Назарий). За раскольническую деятельность к ним были применены канонические санкции вплоть до лишения священного сана (решение Архиерейского Собора от 13 марта 1999 г.).

В то же время в Св. Синод стала поступать информация, что Преосвященный Рафаил не исполнил своего обещания, данного при присоединении к Церкви о приведении своей деятельности в соответствие с учением Православия. Это выразилось в скрытом от Церкви состоянии в молитвенном общении с псевдоправославными структурами, не имеющими апостольского преемства и в публичной проповеди учений, несовместимых с Православием. Исходя из чувства братолюбия и давая время на покаяние Св. Синод счел возможным почислить Вл. Рафаила (Прокопьева) за штат и освободить ото всех занимаемых должностей (решение от 13 марта 1999 г.). Однако, видя жестокосердие, отсутствие покаяния и учитывая тяжесть догматических отступлений Св. Синод решением от 27 ноября 1999 г. изверг находящегося на покое Вл. Рафаила (Прокопьева) из священного сана.

Со скорбью мы должны признать, что в этот момент в нашу среду стали проникать модернистские и обновленческие настроения. К сожалению, выразителем этих настроений стал секретарь Св. Синода протопресвитер Александр Сергеев, стоявший у истоков возрождения ИПЦ. На заседании Св. Синода 27 ноября 1999 г. о. Александр выступил с ультиматумом, что или Церковь примет его программу реформ (в частности, перевод служб на русский язык и их радикальное сокращение, отмена обязательного монашества епископов и в перспективе самого монашества, существенное ограничение прав архиереев и т.п.), то он и поддерживающее его духовенство выходит за штат. При этом о. Александр подчеркнул, что их выход за штат отнюдь не означает «отход от дел». Св. Синод отверг предложенную реформу, однако, памятуя заслуги о.Александра перед Церковью предложил перенести рассмотрение прошения о выходе за штат на один месяц.

В течение этого времени были предприняты многочисленные попытки вразумить о. Александра, но он, не внимая голосу разума и убеждавших его Архиереев, в разговорах с каждым из них раздувал личные противоречия и склонял их к принятию решения об упразднении Высшего Церковного Управления и к переходу каждого Архиерея на автономное самоуправление. К сожалению, по слабости человеческой его начинанию сопутствовал успех и решением Св. Синода от 11 декабря 1999 г. такое решение было принято. При этом о. Александр со товарищи отказался подчиняться кому бы то ни было из Архиерев, тем самым организовав самочинное сборище.

В этих условиях два Архиерея, стремившиеся к сохранению ИПЦ, Вл. Стефан (Линицкий) и Вл. Вячеслав (Лисовой) приняли решение о рукоположении во епископы двух кандидатов: игумена Михаила (Вишневского) и архимандрита Кириака (Темирциди). Хиротонию епископа Михаила совершили владыки Стефан и Вячеслав 28 декабря 1999 г., а хиротонию епископа Кириака совершили Владыки Стефан, Вячеслав и Михаил 7 января 2000 г.

С глубоким прискорбием вынуждены отметить, что Владыки Стефан и Кириак выступили на организованной свящ. Глебом Якуниным пресс-конференции, на которой, по версии средств массовой информации поддержали модернистские идеи последнего. При этом их выступление принесло реальный вред репутации Церкви, поскольку СМИ интерпретировали это участие, как позицию всей РИПЦ. Последовавшие опровержения СМИ проигнорировали. К сожалению, последующее развитие событий показало, что это выступление, вопреки утверждениям выступавших, не было случайным.

История ИПЦММ. Второй этап. Новое название. Курс на строгое следование канонам и доктрине

Восстановление Высшего Церковного Управления и смена названия. Группы, отошедшие от ИПЦ

В связи со сложившимся положением оставшиеся верными Православию и его Традиции епископат и духовенство РИПЦ 10 января 2000 г. провели Поместный Собор, который восстановил канонический строй управления Церковью и избрал Священный Синод в составе: Архиепископа Вячеслава (Лисового) — Председатель, Епископа Михаила (Вишневского), протоиерея Владимира Розенталя, иерея Андрея Езерского. Кроме прочего, Собор настоятельно рекомендовал воздержаться от духовного общения с «сергеевцами» и духовенством Архиепископа Стефана до особого суждения.

Позже Св. Синод ИПЦММ вернулся к рассмотрению этого дела и решил о. Александра Сергеева и примкнувших к нему священнослужителей извергнуть из священного сана (решение от 28 октября (11 ноября) 2000 г.), а Архиепископа Сергия (Моисеенко), участвовавшего в ликвидации Высшего Церковного Управления, а также сослужившего с лицами вне общения с Церковью и дискредитирующего Церковь своими провокационными и ложными публичными заявлениями — изверг из священного сана и предал анафеме (решение того же заседания). На том же заседании Св. Синода Епископ Дидим (Нестеров) был почислен за штат ИПЦММ.

В феврале 2001 года стало известно, что Архиепископ Стефан и пребывающие с ним епископы создали отдельную структуру, под названием «Православная Церковь Возрождения», которая впечатляюще отошла от Православия, и следовательно от традиций ИПЦ, которая всегда стояла на позиции строгого соблюдения канонов. Это следует из материалов, размещенных на сайте этой структуры. Там заявлено, что весь епископат принадлежит к ИПЦ, но при этом прослеживается явный отход от всей доктрины ИПЦ, провозглашена обновленческая программа. Был проведен поместный Собор без приглашения иных епископов ИПЦ, на котором проведена канонизация о. Александра Меня и все, что Меню ставится обычно в обвинение, поставлено ему в заслугу, стало доказательством его праведности.

В связи с этим Св. Синод на заседании от 19 февраля (4 марта) 2000 года, рассмотрев материалы сайта, названного официальным сайтом ПЦВ, заявил, что «ПЦВ по своим каноническим и вероучительным позициям никакого отношения к ИПЦ не имеет и все ссылки этой структуры на ИПЦ неправомочны», а также постановил «не считать Архиепископа Стефана (Линицкого), Епископа Кириака (Темирциди), Епископа Дидима (Нестерова) епископами ИПЦ», и решил, что «в силу того, что при рукоположении Архиепископом Стефаном (Линицким) и Кириаком (Темирциди) других епископов были нарушены нормы Канонического Права», т.е. при рукоположениях епископов иные епископы ИПЦ даже не ставились в известность, «считать рукоположенных епископов никогда не бывшими епископами ИПЦ». Св. Синод запретил «сослужение с ПЦВ всем клирикам ИПЦ, а мирянам ИПЦ — участие в службах ПЦВ». По решению Св. Синода «в случае обращения любого клирика ПЦВ принимать его только решением Св. Синода, причем степень икономии определять в каждом конкретном случае».

Собор 10 января 2000, учитывая то, что название РИПЦ было в достаточной мере дискредитировано, а также подчеркивая, что наша Церковь является автономно управляемым Митрополичим округом Российской Православной Церкви, принял решение сменить название РИПЦ на Истинно-Православная Церковь — Московская Митрополия. Сейчас руководство Церкви ведет работу по перерегистрации с новым названием.

Решения, отражающие позицию Священноначалия ИПЦММ на строгое следование Православию

Делая вывод из истории развития РИПЦ Священноначалие ИПЦ приняло решение внимательно относиться ко всем приходящим к Церкви и сущим в ней, требуя прежде всего строгого следования учению Православной Церкви и неукоснительного соблюдения Св. Канонов безо всякого изъятия или лукавства.

Так, Св. Синод в решении от 19 февраля (4 марта) 2000 года рассмотрел вопрос о соблюдении Канонов, принял следующие решения: «1. Каноны должны соблюдаться строго; 2. Если благо Церкви требует изъятия конкретного случая из-под действия канона, относящегося к домостроительным канонам, это изъятие должно в каждом конкретном случае оформляться решением Св. Синода с рассмотрением этого случая; 3. Каноны должны пониматься в том самом смысле, к каком они принимались».

Тот же Св. Синод обратил внимание на то, что может возникнуть противоречие между Св. Преданием и традициями, и начал рассмотрение подобных вопросов по заявлениям священнослужителей. Так, поступили вопросы, в том числе, и поднятые в церковной прессе, относительно трехдневного обязательного поста для мирян и его согласованности с нормами Св. Канонов, запрещающими пост в субботу, а также с тем, что в Св. Предании не было обнаружено никаких оснований для введения особых правил подготовки ко Св. Причащению для мирян, отличных, особенно в сторону ужесточения, от таковых для священнослужителей. В связи с этим Св. Синод принял решение «считать трехдневный пост крайне желательным и душеспасительным; предложить всем пастырям побуждать своих пасомых к соблюдению этого поста, но не считать его несоблюдение (в отличие от предевхаристического воздержание от еды и пития) достаточным поводом для отказа от причастия».

Тогда же были рассмотрены вопросы о новых неообновленческих заблуждениях. Распространяется мнение, в том числе в интернете и средствах массовой информации, что канонический, да и догматический строй Церкви, подвержен временным изменениям и должен приспосабливаться на потребу времени (как это уже принято в неокатолической церкви со второй половины 1960-х годов). Поэтому в чин Торжества Православия добавлена следующая анафема: «Безумне глаголющим, яко от Правил Святых Соборов и Святых Отец неции ветхи суть и ко спасению нашему не важны суть, анафема». Также было решено вернуться к более подробному рассмотрению вопроса о современных заблуждениях.

Также рассматриваются и различные пастырские вопросы. Так на том же заседании Св. Синода был поднят вопрос о строгости соблюдения предъевхаристического воздержания от воды и пития для больных, особенно тех, что нуждаются в приеме лекарственных препаратов для поддержания жизни или нормального состояния здоровья. Решение было принято такое: «О предъевхаристическом воздержании от еды и пития. Принятие лекарственных препаратов болящими во время предъевхаристического воздержания в исключительных случаях считать допустимым. Оправдание этого изъятия определяется духовником в каждом конкретном случае».

Так же Св. Синод на заседании от 19 февраля (4 марта) 2000 года принял решение, что следует отказаться от формулировок в ектеньях в отношении современной власти, характеризующих ее действия как «безбожное мучительства». Св. Синод отметил, что эти формулировки, принятые в конце 1920-х годов в отношении тогдашней большевистской власти, не могут быть применены в отношении власти нынешней, которая уже не является гонительницей Церкви Христовой, но и не является ее помощницей. Поэтому был принят текст новых ектеньей: «О еже мир и славу вселити в земли нашей Россистей, и избавити нас от всех вражиих наветов и бедных нахождений, Господу помолимся» и «О еже пременити всю скорбь и сетование наше на радость и веселие и бедствование в твердый мир, нас же необоримых от всех вражиих наветов всегда сотворити, Господу помолимся».


Текстовое меню
ГЛАВНАЯ / ИПЦ ММ / ИСТОРИЯ / АПОЛОГИЯ / ЕПИСКОПАТ / ДОКУМЕНТЫ /
ДИАСПОРА / СТАТЬИ / КАЛЕНДАРЬ / СОБЫТИЯ / О НАС ПИШУТ/  
НАМ ПИШУТ / ОБО ВСЕМ / ССЫЛКИ / ПОЧТА


Copyright  2002- 2008 by TOC-MM & BLAGORembler's Top100

Частичное или полное использование материалов опубликованных на этом сервере запрещено без письменного согласия БЛАГО!

Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission from BLAGO is prohibited